Исторически (с 1995 года) школа № 70 формировалась как начальная школа валеологической направленности (автор идеи — первый директор школы к.пед.н., доцент, Почетный работник общего образования Голиков Н.А.). Именно тогда был создан Центр охраны здоровья (главный врач — Хохлова Е.М.), который составили кабинеты фитолечения, светолечения, массажа, галотерапии, стоматологии, процедурный, физиокабинет, кабинет водных процедур (душ циркулярный, душ Шарко, жемчужные ванны, сауна), зал лечебной физкультуры; сотрудники Центра охраны здоровья (их 12) — включились в работу по внедрению в школьную жизнь здоровьесберегающих технологий. По инициативе Голикова Н.А. был начат эксперимент по теме: «Комплексная реабилитация учащихся начальных классов в условиях школы валеологической направленности». Научное руководство школой осуществлял академик В. И. Загвязинский, д.пед.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ. С 1998 года школе присвоен статус «Городская экспериментальная площадка»; с 2000 года школа является Федеральной экспериментальной площадкой. В школе разрабатываются оригинальные методики оздоровления детей, профилактики заболеваний, реабилитации учащихся; разработаны здоровьесберегающие технологии: обучение детей с учетом предела возможностей личности, комплексная реабилитация учащихся, на длительное время прервавших учебу по состоянию здоровья и др.; проводятся семинары для педагогов и школьных медицинских работников города, области и других регионов; осуществляются публикации сборников статей сотрудников школы, изданы книги «Школа здоровья» и «Комплексная реабилитация учащихся в условиях полифункционального образовательного учреждения» (автор — Голиков Н.А.). При школе работает творческая лаборатория Гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили.
Задачи развития школы потребовали преобразования ее из начальной — в среднюю, процесс преобразования был начат в 2000 году (впервые появились собственные 5-е классы).
Летом 2002 года произошла реорганизация школы № 70 путем присоединения МОУ гимназии № 86 (гимназия № 86 была создана при педагогическом колледже № 2 директором колледжа Заслуженным учителем РФ Баклановой К.А.; за гимназией — 10 лет истории, результативные выпуски; высокий уровень индивидуальной работы с детьми; реализация в учебно-воспитательной деятельности принципов культуросообразности и природосообразности; в основе деятельности гимназии — концепция универсального образования на гуманитарной основе в традициях русской классической школы. Автор концепции — директор гимназии заслуженный учитель РФ Русакова Л.Н.).
Сегодня школа № 70 сохраняет и развивает в себе лучшие черты двух объединенных образовательных учреждений. В настоящее время в МОУ СОШ № 70 реализуется проект «Школа Сотворчества как технология здоровья», где технология понимается как совокупность условий, среди которых человек учится быть здоровым.
Школа развивается как современное полифункциональное образовательное учреждение: в школе — три направления (гуманитарно-художественное, социально-валеологическое, естественно-математическое); в составе школы действуют структурные подразделения:
- Научно-методический совет, кафедры;
- Центр охраны здоровья;
- Детский эстетический центр;
- Центр дополнительного образования;
- Центр психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
- Центр спортивно-исторического фехтования «Камелот»;
Формируются Центр практического изучения истории, Центр развития речи, Детское издательство. Деятельность всех структурных подразделений осуществляется на основе интеграции путем участия в совместных социальных, творческих, исследовательских проектах. Концептуальную роль играет и интеграция учебной и внеучебной деятельности учащихся; интерес к участию в различных внеучебных объединениях (постоянных и временных), к школьной жизни создает основу для осознанного отношения как к процессу учебы, так и к ведению здорового образа жизни.