Родительская школа

Закон об образовании РФ. Сайт министерства образования РФ.

Сайт департамента образования Администрации города Тюмени.

Беседа с учителем — всегда открытие нового, встреча с мудростью, с важными словами. Сегодня с нами разговаривает Ольга Александровна Фаттахова. Она — победитель конкурса среди учителей начальной школы «Учитель года — 2007».

Быть хорошими родителями, так же как и хорошим учителем, успешным учеником — очень трудно. Поэтому и была создана Родительская школа. Она организована и работает в образовательном пространстве школы. В ней есть расписание уроков, родители приходят на занятия с тетрадями и дневниками, дети готовят их к школе. Уроки для родителей разные, проводят их учителя-предметники. На таких занятиях для родителей воспроизводится учебная ситуация, в которой живут их дети. Есть возможность поговорить с учителем, представить своего ребенка на уроке. 

Еще несколько направлений в работе Родительской школы: 
· помощь психологов; 
· методические рекомендации родителям по подготовке детей к школьным занятиям; 
· совместная деятельность учащихся и родителей. 

Но для меня Родительская школа является самой эффективной формой ведения диалога с родителями моих учеников. 
Конечно, это просто новое название вполне традиционных приемов, уже отработанных в воспитании. 
Как современность может оживить традиционные приемы? 

С первого сентября мы начинаем писать Книги состояний и чувств. Дети встают в круг, они видят радостные лица друг друга, держась за руки, они вносят в свой класс все доброе хорошее, светлое и радостное. В наших Книгах появляются первые слова: доброта, радость. 

Современным родителям необходимо понимание пространства слова, в котором живет ребенок. Чем может помочь учитель? Из собственного педагогического опыта: создавать книги, придумывая им нехитрые названия: Книга счастья, Книга радости, Книга дружбы. Названия могут быть любыми, цель — познакомить родителей с тем, как говорят дети. 

Как создаются эти книги? 

Это может быть традиционная для уроков риторики работа с пословицами. В них заключена мудрость, переходящая из века в век, поэтическая ценность. Прямой смысл многих пословиц утратил свою значимость, а переносный — живет. При объяснении смысла пословиц происходит не только активизация словарного запаса моих учеников, но и соприкосновение с народной мудростью. Пословица выбирается обычно в соответствии с темой урока, классного часа, прочитанного произведения. Любимыми и часто употребляемыми стали: 

«Сделав худо, не жди добра», 
«Доброму слову — добрый ответ», 
«Сам не научишься — никто не научит». 

Информация готова, и родители понимают, что в жизни ребенка появляются непонятные слова (они могут быть совсем чужыми, непривычными для семьи), но их нужно услышать, потому что это начало нового этапа в жизни ребенка. Через мудро понятое слово можно будет объяснить многие поступки взрослеющего человека. 

Книга счастья стала первой, из написанных нашим классом. Вот слова детей из этой книги: 
«Счастливый тот человек, который очень любит добро» (Н.Лупиков); 
«Счастлив человек, когда радуется» (Я.Курпегина); 
«Человек счастлив, когда радуется» (С.Чеблакова). 

Первый год жизни в школьном сообществе: первые уроки письма и обучения грамоте, чтения и риторики, математики и окружающего мира, на которых главной стала работа со словом. 

В нашей классной комнате всегда уютно, если на улице солнечно, все тексты и слова сегодня будут солнечными: 
«Я согрет вашей добротой»; 
«Только добрый человек может быть счастливым»; 
«Солнце, живущее в каждом человеке, — это доброе отношение к людям, к миру, в котором живешь». 

Пока все слова моих учеников светлые, солнечные. Но я и родители понимаем, что придет время и слова изменятся, но именно наблюдения за тем, как говорят наши дети, помогут быть нам мудрыми наставниками. 

Любимым праздником начальной школы является День Рождения. Для нашего классного сообщества — это еще и заполнение следующих страниц нашей книги, теперь она называется Книга радости. Необычное оформление (солнечный лучик, лепесток цветка, облако, голубая волна) и слово-тайна в подарок имениннику и (обязательно!) его родителям — листы с такими пожеланиями хранятся в семейных архивах. 

Наша Родительская школа работает. 

Хорошо, что в ней есть место радости, переживаниям, чувствам, эмоциям наших детей. 
Радостно, что родители и дети по-настоящему вместе в учебе и в воспитании. 
Увлекательно, что в ней каждое новое занятие превращается в страницу Книги состояний и чувств. 
Познавательно, потому что я пишу эту книгу вместе с учениками и их родителями, мы вместе становимся авторами нашей школьной жизни. 

Как будет называться следующая глава? Может быть, Книга прощаний с обидами? Или Книга Добра?…