Закон об образовании РФ. Сайт министерства образования РФ.
Сайт департамента образования Администрации города Тюмени.
Беседа с учителем — всегда открытие нового, встреча с мудростью, с важными словами. Сегодня с нами разговаривает Ольга Александровна Фаттахова. Она — победитель конкурса среди учителей начальной школы «Учитель года — 2007».
Быть хорошими родителями, так же как и хорошим учителем, успешным учеником — очень трудно. Поэтому и была создана Родительская школа. Она организована и работает в образовательном пространстве школы. В ней есть расписание уроков, родители приходят на занятия с тетрадями и дневниками, дети готовят их к школе. Уроки для родителей разные, проводят их учителя-предметники. На таких занятиях для родителей воспроизводится учебная ситуация, в которой живут их дети. Есть возможность поговорить с учителем, представить своего ребенка на уроке.
Еще несколько направлений в работе Родительской школы:
· помощь психологов;
· методические рекомендации родителям по подготовке детей к школьным занятиям;
· совместная деятельность учащихся и родителей.
Но для меня Родительская школа является самой эффективной формой ведения диалога с родителями моих учеников.
Конечно, это просто новое название вполне традиционных приемов, уже отработанных в воспитании.
Как современность может оживить традиционные приемы?
С первого сентября мы начинаем писать Книги состояний и чувств. Дети встают в круг, они видят радостные лица друг друга, держась за руки, они вносят в свой класс все доброе хорошее, светлое и радостное. В наших Книгах появляются первые слова: доброта, радость.
Современным родителям необходимо понимание пространства слова, в котором живет ребенок. Чем может помочь учитель? Из собственного педагогического опыта: создавать книги, придумывая им нехитрые названия: Книга счастья, Книга радости, Книга дружбы. Названия могут быть любыми, цель — познакомить родителей с тем, как говорят дети.
Как создаются эти книги?
Это может быть традиционная для уроков риторики работа с пословицами. В них заключена мудрость, переходящая из века в век, поэтическая ценность. Прямой смысл многих пословиц утратил свою значимость, а переносный — живет. При объяснении смысла пословиц происходит не только активизация словарного запаса моих учеников, но и соприкосновение с народной мудростью. Пословица выбирается обычно в соответствии с темой урока, классного часа, прочитанного произведения. Любимыми и часто употребляемыми стали:
«Сделав худо, не жди добра»,
«Доброму слову — добрый ответ»,
«Сам не научишься — никто не научит».
Информация готова, и родители понимают, что в жизни ребенка появляются непонятные слова (они могут быть совсем чужыми, непривычными для семьи), но их нужно услышать, потому что это начало нового этапа в жизни ребенка. Через мудро понятое слово можно будет объяснить многие поступки взрослеющего человека.
Книга счастья стала первой, из написанных нашим классом. Вот слова детей из этой книги:
«Счастливый тот человек, который очень любит добро» (Н.Лупиков);
«Счастлив человек, когда радуется» (Я.Курпегина);
«Человек счастлив, когда радуется» (С.Чеблакова).
Первый год жизни в школьном сообществе: первые уроки письма и обучения грамоте, чтения и риторики, математики и окружающего мира, на которых главной стала работа со словом.
В нашей классной комнате всегда уютно, если на улице солнечно, все тексты и слова сегодня будут солнечными:
«Я согрет вашей добротой»;
«Только добрый человек может быть счастливым»;
«Солнце, живущее в каждом человеке, — это доброе отношение к людям, к миру, в котором живешь».
Пока все слова моих учеников светлые, солнечные. Но я и родители понимаем, что придет время и слова изменятся, но именно наблюдения за тем, как говорят наши дети, помогут быть нам мудрыми наставниками.
Любимым праздником начальной школы является День Рождения. Для нашего классного сообщества — это еще и заполнение следующих страниц нашей книги, теперь она называется Книга радости. Необычное оформление (солнечный лучик, лепесток цветка, облако, голубая волна) и слово-тайна в подарок имениннику и (обязательно!) его родителям — листы с такими пожеланиями хранятся в семейных архивах.
Наша Родительская школа работает.
Хорошо, что в ней есть место радости, переживаниям, чувствам, эмоциям наших детей.
Радостно, что родители и дети по-настоящему вместе в учебе и в воспитании.
Увлекательно, что в ней каждое новое занятие превращается в страницу Книги состояний и чувств.
Познавательно, потому что я пишу эту книгу вместе с учениками и их родителями, мы вместе становимся авторами нашей школьной жизни.
Как будет называться следующая глава? Может быть, Книга прощаний с обидами? Или Книга Добра?…