Главная » Новости

Накануне сентября
22 августа 2018, среда

Август… Скоро Первое сентября… Кажется, что сегодня нет более масштабного всероссийского события, чем подготовка к этому знаменательному дню…

Отступают прочь производственные и международные проблемы — Россия готовит своих детей к школе! Покупка пенала и красивой тетрадки в каждой семье — событие более значимое, нежели выход человека в открытый космос; поступление ребенка в первый класс аналогично зарождению жизни на земле… 

Именно перед первым сентября становится очевидным, что общество состоит из школьников, родителей, бабушек, дедушек и прочих родственников школьников. Даже соседи школьников приобретают особый статус и стремятся подарить ближайшему первокласснику хотя бы ластик! Вот она, национальная идея, способная объединить весь народ (и даже — народы!), — школа! К этой теме нет и не может быть равнодушных: каждый взрослый учит в школе своих детей, внуков, правнуков; у всех нас учатся в школе дети друзей, родственников, соседей… 

Школа — главная тема для бесед за праздничным столом: когда уже произнесены все тосты и начинается просто общение, обязательно заходит разговор о школе, именно она вновь объединяет в единое застолье всех гостей. Вспомните: сначала — тосты, потом мужчины начинают говорить об автомобилях, вообще о технике, о политике; женщины — о знакомых, шоппинге, косметике и телесериалах. Застолье распадается на отдельные группы, и только тема школы вновь собирает всех вместе. Именно здесь, в гостях у родных и знакомых, создается подлинный рейтинг школ, определяются лучшие и худшие учителя, оцениваются воспитательные концепции образовательных учреждений; рассказываются невероятные случаи из жизни школьников и школ, даются советы и рекомендации, произносятся обличительные речи — и т. д. и т. п. 

Удивительно: как при такой всеобщей заинтересованности проблемы российского образования не решаются десятилетиями? Возникает ощущение, что всенародный интерес к школьной жизни и многочисленные проекты преобразования российской школы находятся в параллельных плоскостях, которым не суждено встретиться… Почему так происходит? — еще один вечный вопрос российской действительности. Ведь у всех, кто занят в сфере образования — от учителя до министра образования, — дети тоже ходят (или ходили) в школу! У руководителей всех уровней (муниципального, регионального, российского) дети тоже учатся в школах! И не всегда — за рубежом, большинство из них каждый день открывают дверь в российскую школу. Помню, как я была поражена, услышав из уст одного чиновника высокого уровня о том, что и его ребенок страдает порой от резкости учителя, от агрессивной интонации учительской речи, от унижения личности учителем… Почему же он не идет и не защищает своего ребенка от неправедных деяний учителя? Ответ прост: школу менять не хочется, а стоит предъявить учителю свои претензии, как тотчас это отразится на ребенке. Оказывается, и высокопоставленные чиновники испытывают чувство страха перед последствиями откровенных разговоров с учителем… 

В то же время я, как представитель педагогического сообщества, готова утверждать, что учитель не способен к мести, жестокости, грубости, а все подобные факты — досадные случайности или необоснованные измышления в адрес учителей амбициозных или нервных родителей… 

Как видим, даже здесь трудно прийти к единой точке зрения: то, что учителю (и школе) кажется порой верхом справедливости, может быть воспринято ребенком и его родителями как подавление личности, оскорбление и педагогическое преступление — и наоборот — стремление родителя защитить своего ребенка может быть воспринято учителем как амбиции, оскорбление, хамство… Как быть? 

Можно ответить просто: разговаривать; беседовать; вести переговоры, диалог; возможно — дискуссию, дебаты. Мне более из всего приведенного нравится слово «разговаривать», хотя обозначает оно наиболее сложный (из перечисленных выше) процесс. Согласно словарю В. И. Даля, «разговаривать» — значит убеждать не делать чего-либо, отсоветовать, отвлекать, отвлечь от чего убеждением, отговаривать; говорить, толковать или беседовать… Близкое по значению слово «беседовать» имеет уже другой оттенок значения — вести взаимный разговор («беседа» — общительная речь между людьми). Нас же интересует именно позитивный потенциал разговора: многие проблемы разрешились бы сами собой, найди мы время и желание неспешно разговаривать… 

Только представьте: сложный, проблемный ребенок — и вдруг однажды учитель предложил ему чашечку чая (кофе), присел рядом, начал неспешный разговор — вместо нудной речи о правильном поведении и риторических вопросов о том, где у этого ученика совесть… Но предложить кофе или чай подростку и просто поговорить с ним о жизни, фильмах, его любимой музыке — ведь для этого нужно забыть, что ребенок шалил неуемно, неуважительно относился ко мне, учителю, может быть, даже оскорбил меня; надо простить его заранее, ибо понимание и диалог возможны только после прощения, и первым простить должен тот, кто мудрее, то есть взрослый, учитель… Однако этот путь требует мужества от учителя и самосовершенствования его личности; обвинять же ребенка во всех возможных грехах — путь простой и привычный и внешне — правильный: все назидания направлены на то, чтобы сделать ребенка лучше (и неважно при этом, что после этих назиданий подросток готов порой на самые агрессивные выходки)… 

Представьте также родителя, который полон праведного гнева в адрес учителя: «Он не любит моего ребенка!» Стоп! Любить ребенка — обязанность и право его родителей. Учитель же должен работать профессионально, учить и воспитывать вашего ребенка, и если он делает это качественно и добросовестно — это и есть его любовь к его ученикам. Заметьте: в классе обычно 25 и более детей, и учитель обязан любить сразу всех вместе (если он будет любить каждого по отдельности, то в классе сразу появятся «любимчики» и исчезнет справедливость…); а вот понимать учитель должен каждого ребенка — особо, понимание всегда индивидуально… 

Обо всем этом нужно и можно говорить родителю — с учителем, учителю — с родителем; важно при этом услышать и принять точку зрения другого; здесь не может быть фразы «Вы не правы»… Но, к сожалению, время для разговора — даже при самом бешеном темпе жизни — можно найти, а вот желание разговаривать, да тем более по проблемным вопросам школьной жизни, да еще с «неудобными» родителями «неудобного» ребенка и при том не спеша — это уже из области невозможного… А если с другой точки зрения? Разговаривать не спеша, по-доброму и заинтересованно с неприятным учителем, который обижает моего ребенка или вообще неверно, с моей родительской точки зрения, работает — это тоже из области невероятных фактов… 

А между тем посередине находится ребенок, и это тоже целый мир и особая детская политика взросления в пространстве учительско-родительского неприятия: главное, рассказать дома побольше ужасов о школе и нелюбимом (варианты: злом, требовательном, строгом и т. д.) учителе — после такого рассказа родители на волне жалости к ребенку и гнева по отношению к учителю бывают очень щедры (грех не воспользоваться!)… 

А если ребенок не лжет и ему действительно невыносимо в школе? А если вы не уверены, что сможете во время разговора с учителем решить больную проблему и вернуть его любовь к вашему — самому лучшему! — ребенку? Что тогда? Лучше сразу уйти: в другой класс и к другому учителю (если это начальная школа), в другую школу (если ребенок учится в 5 — 11 классах). Не бойтесь: хуже не будет, а психическое здоровье своего ребенка и свое собственное вы сохраните. 

А как же тогда учитель, из-за которого вашему ребенку было плохо? Так и останется работать? Может, написать на него тысячу жалоб и хотя бы отравить ему жизнь? Еще раз — стоп! Ведь остальные дети и родители в классе довольны работой именно этого учителя и не хотят его менять; они тотчас встанут на его защиту. Тогда придется сделать открытие: что-то в вашем ребенке или в вашей позиции не соответствует вашим представлениям, становится причиной недовольства других детей и их родителей… 

А может быть, причина всему — неумение разговаривать с учителем и собственным ребенком, неумение слушать и слышать как своего собственного ребенка, так и учителя? Может быть, вы сказали слишком много и слишком резко? Между тем разговор предполагает не только монолог родителя или монолог учителя — он предполагает наличие умения слушать и, более того, слышать… И опять вопрос: порой мы слышим только то, что хотим услышать, и домысливаем то, чего никто не говорил… 

Итак, нам очевидно, насколько сложно разговаривать на уровне школьных будней. Тогда — насколько сложнее разговаривать на уровне управления системой образования? Что такое сегодня — государственный заказ? Социальный заказ? И как варианты заказов на образование сочетаются с интересами каждой отдельной семьи и с гражданским заказом именно этой семьи? И тогда — как создать универсальные образовательные программы, которые устроили бы всех? Как разработать программу развития каждой школы таким образом, чтобы эта программа работала, в первую очередь, на детей, а уже потом — на имидж школы и директора? Что финансировать в первую очередь за счет бюджетных средств, и какие программы воспитания и развития детей можно финансировать за счет родителей, за счет внебюджетных фондов? Как видим, вопросов множество, и каждый из них может иметь множество ответов… И где уверенность, что выбран единственно правильный и самый полезный для детей ответ? 

Само время требует диалога: сегодня как никогда актуально именно умение разговаривать, умение создавать пространство для разговора детей и взрослых, родителей и школы, государства и общества… 

Наступает очередное Первое сентября, уже выбрана форма и ранец, приобретены самые лучшие тетрадки и авторучки, альбомы и карандаши, и снова волнение — как будто завтра всех ждет новое путешествие и уже ветер дальних странствий зовет за собой… Отправляясь в новый учебный год, настроимся на понимание, на диалог, на сотворчество — и тогда наши дети смогут быть счастливыми в школьном пространстве, а вы, уважаемые родители, во время общения с друзьями и знакомыми сможете сказать: «У моего ребенка хорошая школа, потому что мы делаем ее все вместе!» 

Счастливых, умных и заинтересованных разговоров друг с другом всем нам — родителям и детям, учителям и управленцам — в новом учебном году!

Важно

Партнеры

Портал школьной прессы России

Тюмень - Наш город

Наш адрес

625007, город Тюмень,
ул. Валерии Гнаровской, 3А.
смотреть на карте

Корпус №1
ул. В. Гнаровской, 3А.

Приемная:
(3452) 26-86-55
Заместители директора:
(3452) 31-29-98
(3452) 26-85-84

Корпус №2
ул. В. Гнаровской, 3.

Приемная,
секретарь учебной части:
(3452) 36-92-26

Заместители директора,
(3452) 32-66-39

Заместители директора,
охрана:
(3452) 36-93-41

web70@mail.ru

Адрес
для письменных обращений:

625007, город Тюмень,
ул. Валерии Гнаровской, 3А.
МАОУ СОШ №70 города Тюмени.

О портале

Информеры

© Школа Сотворчества