Главная » Новости

Критерии готовности ребенка к школе
01 февраля 2019, пятница

Критерии готовности ребенка к школе

В настоящее время многие родители начинают подготовку своего ребенка к школе практически с 3-4-летнего возраста. Чаще всего родители считают, что если ребенок умеет читать и писать, то его можно отправить в школу в 5-7 лет. Однако по данным исследований Института возрастной физиологии около 80-90 % детей в возрасте 5-7 лет имеют различные отклонения в физическом здоровье:

18-20 % –пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья;

60 % – нарушения речевого развития (что мешает успешному усвоению программы

по русскому языку и чтению);

35 % – несформированность зрительно-пространственного восприятия;

30 % – несформированность сложно координированных движений руки и графических навыков;

13 % – компенсаторная леворукость, сопряженная с нарушением речевого развития;

25 % – замедленный темп деятельности.

 

Поэтому важной задачей родителей, педагогов и педиатров определиться готов ли организм 5-7-летнего  ребенка к школьным нагрузкам? Отвечая на этот вопрос важно различать два понятия паспортный (календарный) возраст - это возраст по дате рождения и текущей дате и биологический возраст - это фактически достигнутый уровень морфологического и функционального развития органов и систем ребенка (в том числе и психического развития). Зачастую данные паспортного возраста могут не совпадать с биологическим.

Чтобы ребенок мог успешно учиться и выполнять школьные обязанности, он к моменту поступления в школу, должен достичь определенного уровня физического и психического развития. Недостаточная «школьная зрелость» неблагоприятно  сказывается на работоспособности, успеваемости и состоянии здоровья школьника. Поэтому перед поступлением в школу важно определить степень готовности ребенка к обучению, выявить и провести коррекцию отклонений в состоянии здоровья.

Определение готовности к обучению в школе проводится по медицинским и психофизиологическим критериям.

Медицинские критерии - это состояние здоровья на момент осмотра ребенка, уровень его биологического развития. Четко определиться готов ли Ваш ребенок к школе поможет только врач-педиатр. Так как каждый ребенок развивается крайне индивидуально, то при определении ребенка в школу необходимо ориентироваться на биологический возраст ребенка.

Критерии готовности ребенка к школе по биологическому возрасту:

1. Длина тела ребенка не ниже средней величины этого показателя по стандартам физического развития;

2. Годовая прибавка роста составляет не менее 4 см;

3. Количество постоянных зубов в 6 лет не меньше 1, в 7 лет - не меньше 4-х зубов у мальчиков и 5-ти зубов у девочек.

Немного остановимся на  понятии  «полуростового» скачка.

В возрасте 5-7 лет в детском организме еще происходят существенные перестройки всех физиологических систем. В период от 5 до 7 лет наблюдается увеличение скорости роста тела в длину (так называемый «полуростовой» скачок), причем конечности в это время растут быстрее, чем туловище. На этом основан так называемый «филиппинский тест»: ребенку дают задание провести руку над головой и коснуться противоположного уха. Если полуростовой скачок еще не прошел, ребенок не может дотянуться до уха. Завершение полуростового скачка проявляется в том, что ребенок свободно дотягивается до верхнего края ушной раковины или даже до ее середины на уровне козелка.

Также важно помнить, что развитие опорно-двигательного аппарата  (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка ещё не завершено к возрасту 5-7 лет. Кости продолжают меняться по форме, размеру, строению, причем у разных костей фазы развития неодинаковы, а  позвоночный столб в этом возрасте очень чувствителен к деформирующим воздействиям, что может привести к нарушению осанки и сколиозу.

Психофизиологические критерии  позволяют оценить «школьную зрелость ребенка, т.е. функциональную готовность к обучению. Применяются следующие методики:

1. Тест Керна-Иерасика состоит из 3-х заданий: нарисовать человека, срисовать фразы («Он ел суп») и группы точек.

2. Мотометрический тест «вырезание круга»:  на карточке из тонкого картона изображена фигура из 7 кругов, ребенку дают ножницы, в течение 1-ой минуты он должен выполнить задание. Разрешается сделать две попытки.

3. Исследование звукопроизношения – определение чистоты речи по предлагаемым картинкам, на них изображены предметы в названии которых встречаются звуки Р, Л,Т,З,Ц,Ж,Ш,Ч,Щ. Наличие дефектов в произношении хотя бы одного  из исследуемых звуков указывает на невыполнение задания.

 

Также немаловажно упомянуть о некоторых психофизиологических критериях:

1.Моторика. В конце полуростового скачка созревают нервные центры, управляющие мышечной координацией. В это время происходит дальнейшее развитие мышц рук и формиру­ются тонкие координационные способности (способность к письму). У детей 6-7 лет недостаточно развита ловкость рук, что в дальнейшем станет причиной неуспехов в овладении письмом.

2. Работоспособность (усидчивость, способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут). С точки зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Ребенок в 6—7 лет способен выдерживать статическое напряжение не более 5—7 минут. Дети этого возраста менее устойчивы к статическим физическим нагрузкам (необходимость неподвижно сидеть за партой, долго сохранять одно и то же положение тела предъявляет к организму ребенка неадекватные требования). Поэтому они не могут долго заниматься одним и тем же делом, трудно им и сидеть на уроке, даже если он укорочен до 30–35 минут. Это может привести к неправильному формированию осанки, возникновению психоэмоционального напряжения и как следствие развитие многих соматических заболеваний.

3. Чувство времени. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека — расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребенок начинает устанавливать причинно-следственные и временные связи. Дети этого возраста уже оперируют достаточным объемом временных представлений: утро-день-вечер-ночь; вчера-сегодня-завтра-раньше-позже; ориентируются в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года. Поэтому к моменту поступления в школу ребенку необходимо научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность, меняя свои действия в зависимости от наличия времени. Неадекватное восприятие времени, неумение ориентироваться в нем, распределять его на различные дела, определять их продолжительность, негативно сказываются на этапе обучения детей в школе. Чувство времени  должно приблизиться к взрослому – иначе ребенок и  учитель  будут находиться как бы в разных измерениях.

 

В заключении проводится комплексная оценка результатов медицинского и психофизиологического исследования, на основании которых дается заключение о функциональной готовности ребенка к школьному обучению. Окончательное заключение о готовности ребенка к школе выдается медико-педагогической комиссией при детской поликлинике по совокупности состояния здоровья, биологической и школьной зрелости.

 

Что делать, если ребенок физиологически не готов к школе в 6 лет? Ответ простой и единственный: ждать! Но ни в коем случае не забегать вперед, не пытаться сформировать то, что еще функционально не готово.  Дети, не готовые к школьному обучению, остаются еще на год в детском саду. Через 6 месяцев им назначается повторный медицинский осмотр теми же специалистами.

 

Что нужно понять родителям? Каждый ребенок рождается с определенными анатомо-физиологическими особенностями и типом нервной системы, на основе которых и происходит развитие различных способностей. Каждый ребенок это индивидуальность! Если у ребенка быстрое развитие это вовсе не означает, что все в организме хорошо. Напротив, медленное развитие – это более мягкий, деликатный, щадящий режим.  Зачастую преждевременно начатое школьное обучение - это реализация родительских амбиций. Здесь необходимо понимать, что от родителей требуется любовь, уважение и забота, чуткость в понимании потребностей своего ребенка. Поэтому дайте возможность своему ребенку окрепнуть, продлите ненадолго его дошкольное детство, чтобы потом наслаждаться успехами его школьной жизни!

 

Доцент кафедры нормальной физиологии Тюменского государственного медицинского университета, д.м.н. Евгения Александровна Томилова.

Важно