Главная » Наша школа

Вы выбираете школу…
17 сентября 2010 в 11:07, пятница

Итак, как выбрать школу? Можно, конечно, поступить очень просто: прийти в ту школу, к которой ваш дом относится. Весь город разделен на так называемые «микроучастки», каждый из которых закреплен за той или иной школой. Нужно помнить: сегодня в городском пространстве нет плохих школ — все они хорошо профинансированы, у всех есть программы развития и воспитания, поэтому высока вероятность, что по соседству с вашим домом находится очень хорошая школа. Однако, если вам почему-то она кажется несовершенной, можно обратиться к поискам той школы, которая принесет вам и вашему ребенку счастье.

Вопрос второй: когда записывать ребенка в школу? Можно прийти записывать ребенка в первый класс 31 августа, накануне торжественной линейки — вас все равно возьмут, вы же проживаете по микроучастку! Но лучше все же к записи ребенка в первый класс отнестись серьезнее.

Можно заняться этим вообще заранее, например — за год до школы, за два года; можно об этом думать вообще с рождения сына или дочери. В любом случае, выбор школы нужно начать «со сбора внешних и внутренних данных», как это принято в менеджменте.

Во-первых, можно позвонить в Управление по образованию (т. 461340) и узнать, какие школы сегодня имеют высокий рейтинг (но при этом помните: официальные данные о школе могут не совпадать с мнением ее жителей). Позвоните в Городской информационно-методический центр (т. 280994): там можно узнать, какие школы активно участвуют во всех конкурсах и олимпиадах, каковы результаты. Активное участие школы в интеллектуальной и творческой жизни города и региона подскажет вам, что именно здесь созданы прекрасные условия для самореализации детей в соответствии с их способностями.

Во-вторых, нужно внимательно почитать местные газеты, посмотреть местное телевидение — вы узнаете, какие школы чаще всего оказываются в поле зрения СМИ. Причин здесь может быть несколько, одна из них: в школе всегда есть информационный повод, то есть здесь действительно интересная жизнь, все время что-нибудь происходит — это интересно для СМИ и это то, что вам нужно. Еще одна причина интереса СМИ к школе — открытость директора школы для диалога, его конкурентоспособность (а, значит, и конкурентоспособность школы) в образовательном пространстве города. Однако интерес прессы к школе может быть вызван и тем, что там учится ребенок сотрудника редакции, и о публикации просил директор школы (или родители-профессионалы СМИ сами решили сказать доброе слово своей учительнице) — в этом случае невозможно понять истинную картину школьной жизни. Бывает и так, что нужен срочный сюжет о школе, и берут для репортажа или публикации ту, которая в это время подвернулась под руку — здесь нужно смотреть, насколько концептуален репортаж, насколько глубоко он раскрывает жизнь школы… По крайней мере, в течение года можно записывать номера всех школ, которые были представлены в СМИ — это обозначит вам круг образовательных учреждений, в пространстве которых вы продолжите свои изыскания.

В-третьих, почти у всех школ сегодня есть сайты (внимание: отсутствие сайта говорит о том, что школа осталась в прошлом веке!); адреса сайтов можно взять в Управлении по образованию (ул. Республики, 17, т. 247738). Далее все просто: открывайте сайты тех школ, которые вас заинтересовали, и внимательно изучайте. Конечно, сегодня большинство школ заказывают изготовление сайтов специалистам и платят за это приличные деньги, поэтому можете не обращать внимания на структуру сайта, техническое и дизайнерское исполнение — все это, конечно, имеет значение, но порой не отражает сути школы, а отражает мастерство того, кто делал сайт. Обратите внимание в первую очередь на новости школьной жизни: каковы они по содержанию? Как часто обновляются: есть новости о последних событиях школьной жизни или выставлены только новости прошлого года (это уровень мобильности школы!)? Чем вообще живет школа? Прочитайте весь сайт — сразу увидите приоритеты именно этой школы; каким языком написаны тексты: допускаются ли просторечия, сленг? Присутствуют ли пошлые шутки? Насколько высока толерантность школьного сообщества? Есть ли страничка, посвященная лучшим учителям и лучшим ученикам? За какие достижения хвалят в этой школе? Все это будет иметь значение, когда вы приведете в эту школу своего ребенка…

В-четвертых, опросите как можно больше ваших друзей и знакомых — они каждую школу, где учатся их дети, представят вам вне официальных данных — изнутри. Вы увидите достоинства и недостатки каждой школы (внимание: идеальных школ не существует!); отметьте для себя, какие из достоинств особенно ценны для традиций вашей семьи и, значит, для вашего ребенка; проанализируйте, где стиль жизни школы и требования к школьнику совпадают со стилем жизни вашего дома, вашей семьи и вашими требованиями к ребенку — это поможет в дальнейшем избежать многих противоречий и сохранит вам и вашему ребенку психическое здоровье. Внимательно изучите недостатки каждой школы — с какими из них вы согласны мириться в течение 11 лет, какие из них вы лично недостатками не считаете: ведь не секрет, что на вкус и цвет товарищей нет, и, может быть, то, что кажется вашим знакомым недостатком, вам покажется достоинством, и наоборот…

Итак, собрав внешние и внутренние данные, отправляйтесь… на школьный двор. Фотографии школьного двора. Еще Н. В. Гоголь показал нам, что человека (добавим: учреждение — тоже) нужно воспринимать комплексно: помните, в поэме «Мертвые души», рассказывая про помещиков (от Манилова — до Плюшкина), автор сначала показывает, как выглядит усадьба каждого из них, затем знакомит с портретом помещика и его домочадцами, потом мы проходим в дом и его внимательно рассматриваем; далее идет описание обеда (как и что едят хозяин и гости), потом — сцена купли-продажи. Именно такое знакомство с героем — через пространство его жизни, традиции дома и его диалоги с другими персонажами (из которых один диалог — обязательно по поводу выгодной сделки) — дает полную картину хозяйственности — бесхозяйственности, легкомыслия — серьезности, равнодушия — заинтересованности. Не будем отступать от пути, «завещанного» классиком, и начнем со школьного двора.

Прогуляйтесь по школьному двору, и вам сразу станет ясно, что является сутью школы: следы неопрятности, неряшливости, мусор и грязь заставят вас усомниться в том, что учебный процесс организован аккуратно; если вы увидите официальную красоту (вазоны, логику дорожек, чистоту) — будьте спокойны, с учебным процессом здесь все в порядке, но на первом месте именно порядок, правила, а вот интересы детей, их жизнь — за пределами этого порядка, и демократичность отношений — тоже. А вот если вы вошли на школьный двор и у вас возникло ощущение, что это милый, уютный дом (чисто, и цветники нарядные, и много интересных уголков, продуманных с душою) — здесь вашему ребенку точно будет комфортно: ведь придумал же кто-то всякие забавные «штучки» на этом дворе, значит, и в учебном процессе будет много интересного, необычного и яркого, а чистота и аккуратность говорят о том, что и программы будут вовремя пройдены, и уроки вовремя будут начинаться…

Читайте «текст» школьного двора, и вам откроется вся жизнь школы: вот спортивная площадка — какая она? Красивая, дорогая по исполнению и заперта на замок? Значит, занятия спортом доступны не всем и не всегда: если вы платежеспособны, вас такая площадка только обрадует; если ваши средства скромны — эта площадка будет доступна вашему ребенку изредка, по какой-нибудь социальной программе. Тогда где он будет играть в оставшееся время? А если на спортивную площадку вход свободен, и роскошью она не впечатляет — нужно вечером проехать и посмотреть, как и во что играют на ней подростки? А утром глянуть, как она убрана после вечерних игр — здесь не может быть мелочей, ибо это будет пространство жизни вашего ребенка; и если площадка доступна (бесплатна!), тогда не мешает узнать, кто ее убирает и за какие средства, бюджетные или родительские?

Посмотрите на парковую зону: ухожены ли деревья? Если у школы есть время ухаживать за деревьями, наверняка найдется время ухаживать за детьми — проверенная закономерность! Обратите внимание на цветники: есть «сюжет» у клумбы или цветы посажены просто так, лишь бы цвели? Это тоже имеет значение: если у школы есть смысловое содержание — оно будет проявляться во всем; случайность цветника говорит о случайности решений всех, кто работает здесь, а это будет задевать интересы ваши и вашего ребенка…

Вот перед нами так называемые «малые архитектурные формы»: они куплены? Изготовлены руками сотрудников, учеников, родителей? Они как-то связаны с концепцией школы или просто поставлены для красоты и оригинальности? В каком состоянии они? Все это тоже многое расскажет вам о том, для кого работает школа — для детей или для проверяющих комиссий…

Вообще, у школьного двора есть концепция? Можно ли о нем сказать, что этот школьный двор — путь в культуру? Он таковым должен быть, потому что с него начинается школа…

Рассмотрите крыльцо школы. Да, оно должно быть чистым, аккуратным, однако здесь важно заметить, что нужно различать грязь «сегодняшнюю» (она неизбежна: движение по школьному крыльцу происходит в течение 16 часов ежедневно, к сожалению, уборщицы не могут его мыть ежеминутно — финансирование бюджетное!) и грязь «застаревшую» — она-то и выдаст бесхозяйственную позицию школьной администрации…

Вопрос: интересен ли вход в школу? Оригинален? Или — просто он представляет собой то, что создали строители? Тогда где индивидуальность именно этой школы? Если школа не умеет быть индивидуальной, она не сможет развивать индивидуальность вашего ребенка… Кстати, присмотритесь: валяются ли у крыльца окурки? Если они оставлены вечером бродячими компаниями — значит, дворник утром плохо убирает территорию; если «свежие» — курят дети в течение учебного дня; посмотрите, что происходит на крыльце во время перемены? Курят подростки? Звучит ненормативная речь? Устроит ли вас такая школа, где ученики не помнят о правилах поведения для учащихся? В хорошей школе в любые времена не принято курить на крыльце и сквернословить…

Мы входим в школу. Есть ли информационные стенды о школе? Помните: пока вы стоите в вестибюле, вы должны о школе кратко узнать все! Традиции школы, как она управляется, чем знаменита, чем живет, чем знамениты педагоги, каковы ближайшие планы — и т. д. и т. п.

При входе в школу вы встретитесь с вахтой (охраной) — попытайтесь пройти незаметно — и вы узнаете, во-первых, насколько здесь защищены дети (удастся ли террористам легко войти в здание?), а, во-вторых, насколько грубы сотрудники: в случае, если они вас задержат, вы услышите, в каком стиле и с какой интонацией здесь разговаривают с детьми… Сейчас во многие школы не пропускают родителей без сменной обуви; если сменной обуви нет, предлагают бахилы. Прислушайтесь к себе: вам это неприятно? Тогда покиньте эту школу — школа требований к чистоте не изменит, а вам придется все время по этому вопросу спорить со школой, это вредно для вашего здоровья. Можно, конечно, пойти другим путем: носить с собой свои собственные бахилы…

Самая веская причина для входа в школу — встреча с директором в приемные часы. Позвоните заранее в школу, узнайте, по каким дням и в какие часы ведет прием по личным вопросам директор школы, есть ли предварительная запись, запишитесь, если есть. Если записи нет, в тот день, когда вы собрались пойти на прием, уточните по телефону в приемной школы, не отменен ли прием по личным вопросам в связи с тем, что директора в это время вызвали (пригласили, направили) для участия в каких-либо мероприятиях вне школы.

Итак, под предлогом встречи с директором вы проникли в здание школы. С чего начать?

Внимательно рассмотрите стенд «Расписание уроков». Вы сразу увидите, что в расписании отмечены обычные школьные уроки (в соответствии с учебным планом и нормативными документами Министерства образования РФ) и дополнительные занятия — это очень интересное чтение! Кстати, имеется ли под расписанием полочка, на которую ребенок может поставить портфель и положить дневник, когда переписывает расписание? Если такая полочка есть — здесь думают об удобстве детей…

Выберите этаж для одного интересного эксперимента (лучше — центр здания, первый или второй этаж), остановитесь на мгновение и закройте глаза, прислушайтесь: как звучит школа? Вы услышите интонации взрослых и детей, слова, которые они используют в речи — и сразу станет понятно, благоприятный психологический климат в этом здании или процветает агрессия. Лающие, кричащие голоса детей, раздраженные реплики учителей — это стиль агрессивной школы… Может быть, вы сами склонны к агрессии и потому такой стиль общения для вас родной — родным он будет и для вашего ребенка; но если вы привыкли жить среди красоты, понимания и культуры — вам и вашему ребенку не место в пространстве грубости и злых окриков…

Конечно, в каждой школе есть учителя, которые способны прикрикнуть на ребенка, и учителя, которые никогда не повышают голос на своих учеников; но по шуму школьных перемен вы поймете, каких из них больше — кричащих или не кричащих: дети повторяют стиль общения своих учителей…

И еще: что вы услышали, кроме шума перемены? Может быть, звучит музыка — какая? Фортепиано, скрипки, флейта или радио (вариант: скрипучий музыкальный звук сотовых телефонов)? Стучат ли в спортивных залах мячи? Слышны ли крики болельщиков? Может быть, вы услышите аплодисменты в актовом зале? Ваш эксперимент — слушание школы — очень многое расскажет вам о содержательной стороне жизни школьного сообщества…

Пройдите по этажам — пока без учителя-экскурсовода. Прочитайте все вывески: по ним вы сразу оцените материально-техническую базу школы и содержание деятельности. Если вам встретятся только таблички с названиями учебных кабинетов — знайте, что внеурочная жизнь детей здесь никого не интересует. Если дети в стенах школы действительно живут, если эта жизнь интересна здесь всем, вы увидите множество табличек, выходящих за рамки образовательного стандарта — эти таблички очертят вам круг интересов детского сообщества школы, и вы сразу представите вашего ребенка в том или другом внеучебном объединении школьников…

Прогуливаясь по школе, послушайте, как за дверями кабинетов во время урока разговаривают учителя с детьми; обратите внимание на дизайн и содержание оформления школы, загляните в туалеты: там должны быть кабинки, зеркала, жидкое мыло, цветы и дезодорированный воздух, а также — чистота… «Примерьте» на себя пространство школьных коридоров — насколько вам в нем комфортно? В этом пространстве будет жить 11 лет ваш ребенок… Посмотрите на плинтус в школьном коридоре, поднимите глаза выше на 10 сантиметров — и вы проведете уникальное тестирование школы на качество деятельности. Если плинтус облез, а стена над ним замыта — это говорит о том, что философия качества даже не приближалась к этому учреждению… О каком качестве образования можно говорить в таких стенах? И дело здесь не в отсутствии средств на ремонтные работы, а в отсутствии внимания к детям: нельзя воспитывать деятелей будущих времен в замытых стенах…

Хорошо также увидеть школьную перемену во всей красе: шум, беготню; чем заняты дети во время перемен? Приглядитесь к тому, как одеты дети, учителя и сотрудники. Мы живем в эпоху корпоративной культуры, и поэтому сотрудники однозначно должны быть в униформе, учителя — в деловых костюмах, дети — тоже (кстати: в наше время школьная форма — средство социальной защиты детей). А если вам встретится тетя Маша-уборщица в цветной юбке, вязаной кофте и галошах, и учительницы будут одеты по этому подобию, только поприличнее — знайте, это отсутствие стиля будет быстро усвоено детьми и поменять его на стиль будет чрезвычайно непросто… Посчитайте также, сколько вам встретится в школьном коридоре за 10 минут перемены девочек с голыми животами и в топиках (даже среди зимы) — и если их будет больше трех, то можно быть уверенным в том, что о культуре, нравственности и эстетическом вкусе здесь не говорят, а если и говорят, то поверхностно, ибо человек культуры не может позволить себе пляжный стиль одежды в деловой обстановке… Опять же, если вы сами ходите на службу в офис в топике (женщины) или в спортивном костюме (мужчины), то вас устроит отсутствие стиля во внешнем виде сотрудников школы, в которую вы собираетесь привести своего ребенка…

Итак, прогулявшись по школе, «прочитав» текст школьного пространства, вы входите в кабинет директора. Мимоходом обратите внимание: есть ли перед кабинетом директора диван (стулья, кресла, скамья), на которой вы можете отдыхать, ожидая своей очереди. А если нет? Значит, о людях (и о детях в том числе) здесь думают мало…Неплохо сравнить апартаменты директора с общим обликом школы: если кабинет директора роскошен, а школа в запустении — опасайтесь: здесь дети никого не интересуют… В то же время — если кабинет директора убогий — значит, у школы нет развития. На что нужно обратить внимание?

Во-первых, на внешний облик кабинета: что в шкафах? Папки или книги? Вообще, содержание шкафов в кабинете директора может многое рассказать о приоритетах его деятельности, о концепции школы… Чем наполнен кабинет: таблицами и графиками, полотнами живописи, безделушками или предметами, подчеркивающими наличие культурного пространства? Посмотрите на директорский стол: как на нем лежат бумаги (документы)? Если стол завален — нет развития организации и четкости в работе, есть завал в делах, много суеты и мало логики… Какой компьютер стоит на столе у директора? Если устаревшая модель — директор не владеет современными информационными технологиями, а это минус школе; если он во время разговора с вами захочет предоставить вам какую-то информацию, где он ее возьмет? Будет долго искать в папках или быстро откроет компьютер и предоставит вам необходимые сведения, покажет короткую презентацию и т. д.? Уровень владения компьютером сегодня во многом определяет уровень культуры мышления руководителя… Есть ли в кабинете цветы? Ухожены ли они? Если зеленый мир кабинета вас обрадует, значит, и в школе цветут зимние сады, и в учебных кабинетах думают об экологии школьного пространства…

Во-вторых, проанализируйте: как вас приняли? Рады ли вам? Понравился ли вам внешний облик директора? Присущ ли директору стиль? Умеет ли он вести диалог? С вами говорили назидательно, панибратски или просто и подробно объяснили, в чем своеобразие этой школы, отдельных направлений и классов? Ответили на ваши вопросы, корректно задали вопросы вам? Было ли вам комфортно? Если вам было хорошо в кабинете директора, значит, вашему ребенку будет хорошо в школьных пространствах: стиль общения руководителя усваивается всеми сотрудниками (правда, в той или иной мере, но главное — усваивается).

Обязательно задайте вопросы о платности образования, внимательно послушайте, что вам скажут. Сегодня за счет бюджетных средств финансируется только государственный образовательный стандарт; у школы могут быть бюджетные средства также на организацию работы некоторых кружков за счет средств, полученных через конкурс на размещение муниципального заказа на оказание услуг дополнительного образования. Как правило, бюджетными кружками охвачено около 10% детей — ясно, что это в первую очередь дети из социально незащищенных семей… Все остальные дополнительные услуги оказываются за счет родительских средств.

Задайте вопрос, сколько будет стоить содержание ребенка в группе продленного дня (за год), сколько будет стоить питание (одноразовое, двух- и трехразовое); есть ли в школе Попечительский совет и как в него привлекаются средства? Различаются ли между собой классы по специфике дополнительных услуг и по их стоимости? И не верьте, если в какой-либо школе директор ласково будет обещать вам бесплатные кружки, клубы и секции — в современных условиях этого просто не может быть! Чтобы попасть в бесплатные секции и кружки, нужно иметь документальное подтверждение о социальной незащищенности семьи. Жаль, но сегодня школы не могут обеспечить полностью бесплатное содержание всех детей — они могут обеспечить только бесплатное образование в рамках государственного стандарта. И если вам пообещали много всего бесплатно, знайте, что-либо вы не получите ничего, либо вы поступите, начнете учиться — и тут окажется, что и в этой школе все услуги платные, только сразу при поступлении вам стоимость их не назвали, дабы не потерять клиентов…

Выходя из кабинета директора, задержитесь в коридоре и послушайте, о чем говорят другие родители, пришедшие на прием. Это тоже многое даст для вашего понимания школы и для ваших знаний о родительском (а, значит, и о детском) контингенте школы…

И уже совсем на выходе из школы загляните в столовую и гардероб. В столовой обратите внимание, есть ли на столах салфетки, какой выбор блюд, что входит в комплексный обед, что можно купить в буфете; есть ли возможность обеспечить ребенку питание по индивидуальному меню (в соответствии с состоянием здоровья, с религиозными традициями семьи и т. д.); насколько чисто в обеденном зале и насколько аккуратны работники столовой.

В гардеробе посмотрите, удобно ли располагаются вешалки — доступны ли они первоклассникам? Поинтересуйтесь, кто помогает малышам одеваться, где они переобувают сменную обувь — в холле или в самом гардеробе? Есть ли для этого скамеечки? Мелочей в школьной жизни нет и не может быть — все должно быть удобным для ребенка, тем более что культура быта тоже воспитывает культуру мышления…

Выходя из школы, вспомните, как выглядело крыльцо и школьный двор, когда вы входили в школу. Стало чище или грязнее? Это тоже показатель деятельности школы: если после школьных уроков в здании школы, на крыльце и во дворе сохраняется чистота — значит, слово и дело в этой школе не расходятся…

Вернувшись после визита в школу домой, неделю размышляйте, обсуждайте увиденное с домочадцами, а через неделю найдите время — и отправьтесь обследовать следующую школу из вашего списка…

Кстати: каждая уважающая себя школа в течение учебного года проведет ряд собраний для родителей будущих первоклассников, представит родительской общественности управляющий совет школы, руководителей всех структурных подразделений, внеучебных объединений школьников, организует экскурсии по школьным пространствам… Все эти мероприятия помогут вам укрепиться в вашем решении привести вашего ребенка именно в эту школу или окончательно убедят вас в том, что нужно продолжить поиски…

Счастливого вам путешествия, уважаемые родители, по образовательному пространству города!

Важно

Партнеры

Портал школьной прессы России

Тюмень - Наш город

Наш адрес

625007, город Тюмень,
ул. Валерии Гнаровской, 3А.
смотреть на карте

Корпус №1
ул. В. Гнаровской, 3А.

Приемная:
(3452) 32-64-32
Заместители директора:
(3452) 31-29-98
(3452) 32-78-32

Корпус №2
ул. В. Гнаровской, 3.

Приемная,
секретарь учебной части:
(3452) 36-92-26

Заместители директора,
(3452) 32-66-39

Заместители директора,
охрана:
(3452) 36-93-41

web70@mail.ru

Адрес
для письменных обращений:

625007, город Тюмень,
ул. Валерии Гнаровской, 3А.
МАОУ СОШ №70 города Тюмени.

О портале

Информеры

© Школа Сотворчества