Главная » Наша школа

Последний школьный год: ЕГЭ и жизнь выпускника
17 сентября 2010 в 11:08, пятница

ЕГЭ — не самое страшное событие в жизни, бояться его не нужно — к нему нужно просто готовиться.

Первое сентября… Линейка… У каждой школы — свои традиции ее проведения, однако всюду непременными участниками ее являются первоклассники и выпускники. Вот они стоят на сцене (на крыльце): старшие позади маленьких, еще мгновение — и они возьмут за руки первоклассников и введут их в школу… И каждый год все участники линейки трепетно переживают это событие — встречу двух поколений школьников: одни пришли сюда на ближайшие 11 лет, другие завершают многолетний школьный путь. Давайте всмотримся в наших участников праздничной линейки — как им живется в этот последний или первый учебный год. И первое наше слово посвящается выпускникам.


Вот они, мальчики и девочки — они выросли здесь, мы помним все их шалости, открытия, добрые дела и искренние чувства. Ныне они входят в последний школьный год — и еще не знают, что уже сегодня начинают расставаться со школой. Далее это расставание станет более явным, тема прощания будет постепенно главной.


Что происходит? Медленно, день за днем, они покидают мир детства и открывают для себя новый уровень бытия. Они наши, российские дети, они воспитаны в русле патриархальных традиций: привыкли, что их любят в школьном доме; знают, что их поймут и простят; верят в счастливый билет, добрых людей, удачный случай, родные стены — и эта вера дает им ощущение стабильности и радости детских мечтаний… Помните? У нас ведь принято, чтобы учитель любил своих учеников (а ведь в жизни их мало кто будет любить), чтобы их понимали все (а в реальной жизни понимание — такая редкость!), чтобы с друзьями не расставались — от детского сада до выпуска из школы, и мы очень стараемся, чтобы все друзья наших детей попали с ними в один класс, за одну парту (а в жизни предательство друзей или хотя бы безразличие — не такое уж редкое явление); принято также, чтобы место за партой, классный руководитель, учебный кабинет, первая смена занятий не менялись в течение 11 лет…


И наши дети растут в состоянии стабильности, уверенные (в большинстве своем), что так будет всегда. Между тем мир изменчив, ежедневно показывает нам новые стороны, увлекает или пугает двоемирием, неожиданными поступками наших близких, а наши дети верят в гармонию и чистоту… А как иначе? Иначе будет очень жесткое детство — без веры в добрый, понимающий мир, а, значит, потом будет созидание взрослого жесткого мира… Именно для будущего, взрослого, добра нужны добрые сказки — без них не становятся взрослыми…


Но мир сказки заканчивается неожиданно: вдруг наступает 11-й класс. Сразу резко все меняется: впереди — ЕГЭ. Финишная прямая. Индивидуальный подход к обучению закрыт (стандартный тест — для всех), слабости и болезни должны быть забыты, счастливый билет уже не попадется — есть единый тест, который нужно во что бы то ни стало написать, и тогда — бесплатное поступление в вуз, выбранная профессия, успешная карьера… А если нет? Тогда можно заплатить — и снова поступление в вуз, выбранная профессия, успешная карьера… А если нет средств? Тогда — после слез — новый путь самоопределения… Впрочем, это и раньше было, в эпоху счастливых билетиков: ведь кто-то все равно плакал, потому что не удалось поступить в вуз, потому что рухнули мечты…


Что изменилось сегодня? Пожалуй, резкий переход от хрестоматийной мудрости «дома и стены помогают» к осознанию того, что, еще находясь в школе, ты уже и не дома — ведь ЕГЭ-то ты пишешь на ППЭ (пункте проведения экзамена), а это — обязательно чужая школа, и люди чужие, и детство внезапно кончилось — до выпускного вечера…


Уважаемые взрослые! Ситуации — не изменить, ЕГЭ — не отменить, поэтому оставим сентиментальность для воспоминаний и постараемся помочь нашим детям достойно преодолеть последний школьный год…


Итак, вы — родитель выпускника (или десятиклассника — будущего выпускника). Перестаньте печалиться о времени счастливых билетиков — оно миновало, ЕГЭ укрепился и из эксперимента превратился в жесткую реальность. Перестаньте впадать в панику — особенно в 2008–09 учебном году, когда реальностью станут 5 обязательных экзаменов в формате ЕГЭ (ранее были два — русский язык и математика, другие можно было выбрать из числа разрешенных для сдачи по школьной технологии, то есть по билетикам), помните, в успехе — неуспехе вашего ребенка главная роль — ваша…


Что делать?


Во-первых, уже сегодня, в конце сентября, нужно определиться вместе с вашим выпускником, какие экзамены он будет сдавать в мае — июне 2009 года. Этих экзаменов будет 5 (а в профильных классах — 6, один из экзаменов ЕГЭ — профильный); если они будут сданы на «2», ваш ребенок выйдет из школы со справкой, но без аттестата — школьный год будет просто потерян.


Как выбрать экзамены? Вариант первый: нужно выбирать те экзамены, баллы по которым будут важны для поступления на выбранный факультет выбранного вуза. Вариант второй: можно выбрать те предметы, по которым ваш ребенок имеет хорошие знания, и в дальнейшем, исходя из этого, будет выбирать факультет и вуз.


Во-вторых, нужно поинтересоваться, как и кем в школе преподаются предметы, выбранные вашим выпускником для экзаменов. Каков рейтинг учителей по данным предметам среди учеников, педагогов, родителей? Могут ли эти учителя обеспечить качество подготовки к ЕГЭ?


Если да-то: а) договоритесь с учителем — напрямую или через классного руководителя — о том, чтобы учитель давал вашему ребенку углубленные задания по этому предмету, разработал для вашего ребенка индивидуальный образовательный маршрут;
б) возьмите у этого учителя платную дополнительную услугу — спецкурс по сдаваемому предмету (сегодня во всех школах практикуются платные услуги для подготовки к ЕГЭ).


Если нет-то: а) устройте вашего ребенка в группу дистанционного обучения — во многих школах есть сегодня такие группы, открытые при крупнейших вузах; б) наймите репетитора: индивидуальная учеба под руководством репетитора — залог успеха.


Как выбрать репетитора? Найти по рекомендации! У вас должны быть сведения, что выпускники этого репетитора успешно сдали ЕГЭ! Объективно: репетиторы бывают разные: одни искренне учат вашего ребенка учиться, самостоятельно усваивать материал — они организуют успех вашего ребенка — это идеальный вариант! Другие репетиторы предпочитают, отрабатывая время и деньги, самому выполнять задания за своего ученика: есть внешний результат работы, даже пятерки могут быть выставлены школьными учителями за сделанные с репетитором задания — это великая иллюзия! Третьи репетиторы могут создать видимость деятельности: они будут хвалить вашего ребенка, ругать школу, которая плохо его научила. В результате вы наивно доверитесь — и ваш выпускник пострадает…


В-третьих, психологически настройтесь сами и настройте ребенка, что ЕГЭ — важная цель не только для него, но и для всей семьи. И не внушайте вашему выпускнику мысль о том, что вы за все заплатите, что поэтому учиться не обязательно, готовиться к ЕГЭ не нужно — иначе посеянные вами семена лени взрастут безответственностью прежде всего перед вами, а далее (через несколько лет) закономерным будет разорение семейного бизнеса… Однако, настраивая ребенка на качественную подготовку к ЕГЭ, помните, что это цель не единственная, и есть более важные цели — например, здоровье. Подумайте, как помочь ребенку разумно совместить учебу и отдых, как остаться психически и физически здоровым в этот последний школьный год, как сохранить в себе лучшие человеческие качества…


В-четвертых, будьте спокойны сами и помогите сохранить спокойствие ребенку. Можно обратиться к психологу, можно — к духовному наставнику (если семья верующая), а можно просто по-доброму общаться с сыном или дочерью, устраивать совместные поездки и прогулки, просто понимать своих детей.


ЕГЭ — не самое страшное событие в жизни, бояться его не нужно — к нему нужно просто готовиться.


В-пятых, помните, что в подготовке вашего ребенка к ЕГЭ вы не одиноки: о том, чтобы он хорошо сдал экзамены, думают областной Департамент образования и науки, муниципальное Управление по образованию, администрация школы, учителя-предметники, классный руководитель. На всех уровнях уже составлены планы подготовки детей к ЕГЭ, определены кураторы всех направлений подготовки. Поэтому не забудьте познакомиться с планом подготовки выпускников к ЕГЭ, который есть в вашей школе — и постарайтесь гармонично «вписаться» в него.


Вместе с учителями-предметниками составьте индивидуальный образовательный маршрут для вашего выпускника, определите, как — с учетом его личностных возможностей — он будет готовиться по тому или другому предмету. Далее приступите к реализации программы индивидуального образовательного маршрута: есть по каждому предмету тесты, на основе которых сам ребенок, учитель и даже вы (не педагог!) сможете установить пробелы в его знаниях — приступите затем к их устранению; запаситесь тестами, которые помогут ребенку в отработке умений и навыков (есть текстовой вариант, есть — компьютерный).


В-седьмых, обратите особое внимание на режим дня выпускника: а) помогите ему понять, что он несет ответственность за эффективное использование личного времени; б) обеспечьте качество питания, позволяющее сохранить работоспособность, активность умственной деятельности; в) продумайте, как будет реализована двигательная активность выпускника (прогулки, гимнастика, занятия спортом); г) обеспечьте здоровый сон, тишину в доме: минимум гостей и шумных компаний, не устраивайте семейных сцен, скандалов — подарите вашему ребенку в столь трудное для него время ощущение дружной семьи и понимающих людей!


Самое главное: станьте внимательным другом вашему ребенку в этот последний его школьный год — даже если у вас на это не было раньше времени.


А если эту статью читают родители не выпускников, а просто учеников других классов, то им можно посоветовать следующее: обратите внимание на качество учебы ваших детей (с 1 по 10 класс). Каждая «тройка» за четверть — сигнал учебной неуспешности ребенка, нужна ваша личная скорая помощь, немедленно! Нужно учить ребенка учиться — тогда никакие экзамены — даже в самых замысловатых форматах — не испугают его, он с достоинством и хорошими результатами их выдержит. По крайней мере, у вашего ребенка с начальной школы должно быть 5 — 6 учебных предметов, в которых он успешен.


И еще: обратите внимание на формулу успеха (т.н. «триаду качества»), которая в 50-е годы 20 века была предложена миру специалистом по экономике и менеджменту г-ном Джураном: «Система — процесс — результат».


Представьте: ваш ребенок выучил урок, собрал с вечера школьный портфель. Это его система (стиль жизни и деятельности, организация труда). Он пришел на урок, слушает учителя — он понимает, о чем идет речь, включается в разговор. Получив задание, начинает его выполнять — для этого у него есть все учебные принадлежности — это уже процесс (процесс наследует свойства системы!). Нет сомнения, что при такой системе и организованном процессе у вашего ребенка будет прекрасный результат! Другая ситуация: ребенок не выучил урока, не приготовил учебные принадлежности — нулевая система! Пришел на урок — не понимает, о чем идет речь, переспрашивает учителя, одноклассников; у него нет необходимых учебных принадлежностей — начинает их просить у соседей. При этом он становится опасен для других детей — те хотят и могут учиться, он не может, не готов — по его вине снизится качество образования окружающих… При отсутствии системы будет нулевой процесс — и далее — нулевой результат.


Формула триады качества уникальна: она применима во всех сферах деятельности, в том числе и в повседневной школьной жизни. Кстати, школа отвечает за организацию процесса на уроке, а вот систему (т. е. стиль жизни и деятельности ребенка) формирует семья — еще в дошкольном детстве…


Практика многолетней итоговой аттестации в формате ЕГЭ показала, что в этой форме экзаменов нет ничего страшного для тех детей, которые научены учиться, умеют и могут заниматься серьезным учебным трудом. Поэтому успех ученика на ЕГЭ (или любой другой форме проведения экзаменов) начинает программироваться задолго до последнего школьного года…


Желаю мудрости и терпения, уважаемые родители!

Журнал «Я-женщина!», октябрь 2008 г.

Важно

Партнеры

Портал школьной прессы России

Тюмень - Наш город

Наш адрес

625007, город Тюмень,
ул. Валерии Гнаровской, 3А.
смотреть на карте

Корпус №1
ул. В. Гнаровской, 3А.

Приемная:
(3452) 32-64-32
Заместители директора:
(3452) 31-29-98
(3452) 32-78-32

Корпус №2
ул. В. Гнаровской, 3.

Приемная,
секретарь учебной части:
(3452) 36-92-26

Заместители директора,
(3452) 32-66-39

Заместители директора,
охрана:
(3452) 36-93-41

web70@mail.ru

Адрес
для письменных обращений:

625007, город Тюмень,
ул. Валерии Гнаровской, 3А.
МАОУ СОШ №70 города Тюмени.

О портале

Информеры

© Школа Сотворчества