Главная » Наша школа » Школьный Центр психологии

Педагогам: Темперамент школьника как основа индивидуализации обучения
24 августа 2011 в 11:14, среда

В настоящее время система образования все больше и больше стремится к индивидуализации подхода к ученикам.

Один из таких подходов предлагает рассматривать различных детей с точки зрения их темперамента.

Темперамент – совокупность  индивидуальных природных качеств человека, определяющих динамические и эмоциональные особенности его психических процессов и поведения.

Т.е., темперамент определяет, в каком темпе, с какой скоростью человек думает, воспринимает информацию, вспоминает что-либо, а также насколько он подвижен, активен, быстро или медленно реагирует на что-либо и т.д. Темперамент имеет внешнее выражение и проявляется в деятельности, поведении и поступках человека.

Тип темперамента определяется свойствами нервной системы. Это природные, врожденные данные, которые определяют подвижность психических процессов человека, но не ее убеждения, интересы, ценности, способности или возможности.

 

Особенности, присущие только темпераменту:

- темперамент – врожденное качество; если какая-то черта (динамическая особенность), существующая у взрослого человека, присутствовала у него и в раннем детстве – она относится к свойствам темперамента;

 

Проявления отдельных темпераментов

 

Сангвиник

 

 

 

Устойчивый экстраверт.

Внешние проявления:

Жизнерадостный, энергичный и любознательный. У него живая мимика, выразительные движения. По лицу легко узнать его настроение, отношение к чему-либо. Настроение в основном хорошее. При желании может сдерживать проявления своих чувств и эмоций.

Быстрые движения. Речь громкая, быстрая, отчетливая, сопровождается выразительной мимикой и жестами.

Находчив, дисциплинирован. Легко откликается на все, что привлекает его внимание.

Общение:

Общительный и отзывчивый. Легко сходится с новыми людьми. Готов прийти на помощь.

 Сильные стороны:

Быстро привыкает к новым требованиям, обстановке, легко переучивается в случае необходимости. Быстро схватывает новое.

Спокойно переживает неудачи и критику. Легко адаптируется к новым ситуациям. Достижение сангвиником цели – быстрое, плавное, с обходом препятствий и учетом ситуации. Способен сохранять самообладание в неожиданной, сложной ситуации.

 Слабые стороны:

Быстро остывает, если начатое дело перестает интересовать; может не довести его до конца. Склонен переоценивать себя. Может быть несобранным, поспешным в решениях.

 Отношение к учебе:

Активно принимается за новое дело. Может работать долго и при этом не утомляться. Способен сохранять сосредоточенность. Плохо переносит однообразную, монотонную и бессмысленную, на его взгляд, работу. В этом случае начинает скучать, работать вяло и безразлично. Продолжает работать в силу хорошей способности себя контролировать. Без усилий переключается с одного вида деятельности на другой. При ответах склонен к импровизации, уходу от книжного текста.

Способы работы в уроке:

Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения.

Важна возможность практического использования получаемых знаний.

Необходимо постоянно включать его  в активную деятельность, например, можно привлечь такого ребенка к исправлению ошибок в ответах одноклассников.

Хорошо подходит фронтальный опрос в быстром темпе. Возможна работа над исследовательскими проектами с практическим уклоном.

Нужно довольно частое повторение пройденного материала.

Важно систематически поощрять его усилия.

 

 

Холерик

 

 

Неустойчивый экстраверт

Внешние проявления:

Натура увлекающаяся и страстная. Быстрый, очень подвижный. Решительный и инициативный.

Движения резкие, быстрые. Такая же быстрая и страстная речь. Выразительная мимика. Склонность к резкой смене настроения. Тем не менее, преобладающее настроение – бодрое, боевое. Такие люди несдержанны, нетерпеливы и вспыльчивы. Необидчив и незлопамятен. Упрям. Часто отличаются чувством собственного превосходства над другими. Может быстро истощаться, но также быстро восстанавливает энергию.

Общение:

В общении с людьми Х. допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он сам может создавать конфликтные ситуации. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают общение с холериками крайне тяжелым.

Сильные стороны:

Достаточно высокая устойчивость интересов и стремлений, большая настойчивость и упорство в достижении цели. Находчивость в споре. Легко адаптируется к новым условиям. Высокая инициативность, энергичность. Способность быстро действовать и принимать решения.

Слабые стороны:

Неусидчивость. Нетерпимость к чужим недостаткам. Вспыльчивость и агрессивность. Плохо переносит критику – встречает ее довольно агрессивно. Значительная переоценка себя, «все сделаю сам».

Отношение к деятельности:

Учится в силу внутренней потребности все знать. Неустанно стремится к новому. С увлечением и даже страстью берется за дело, выказывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у Х. запас энергии в процессе работы может быстро истощиться, и тогда наступает резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает.

Переучивается довольно быстро, но с некоторыми сложностями. Достижение цели – прямое, рывками, с полной отдачей сил. Отвлекаются только для того, чтобы разнообразить деятельность, ставшую скучной.

Критично подходит к объяснениям.

Способы работы в уроке:

Важна общественная значимость и престижность получаемых знаний. Быстро усваивают новую информацию. Легко перебирают большое количество вариантов решения поставленной задачи. Хорошо работают при проблемном изложении материала. Хорошо, если поставленная задача требует активного поиска нестандартного решения.

Как и сангвиники, легко включаются в интенсивный фронтальный опрос.

Возможно использование неожиданных вопросов; возможен опрос и по только что объясненной теме.

 

 

Флегматик

 

 

 

 

 

Устойчивый интроверт

Внешние проявления:

Невозмутимый, спокойный даже посреди общего веселья. Спокойный, хладнокровный, последовательный. Трудно рассмешить или опечалить. Настроение спокойное, ровное. Обладание спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики. Строго придерживается выработанного распорядка. Его нелегко вывести из себя, задеть эмоционально.

Общение:

С новыми людьми сходится с трудом, довольно замкнутый. Осторожный.

Сильные стороны:

Энергичен, работоспособен, терпелив. Хорошая выдержка, самообладание. Основательность и постоянство. Умеет не растрачивать силы по пустякам. Незлобливость, проявление снисходительного отношения к колкостям в свой адрес. Аккуратность и порядок во всем.

Слабые стороны:

Малая чувствительность и эмоциональность. Ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке. Медленно перестраивает навыки и привычки. Приверженность давно усвоенным стереотипам.

Отношение к деятельности:

Медленно сосредотачивается на новой деятельности, но, сосредоточившись, уже не отвлекается. Доводит начатое до конца. Неутомимый труженик. Достижение цели – медленное, но упорное и верное. Трезвая оценка своих возможностей, а также возможностей других

Способы работы в уроке:

Важно дать флегматику подготовится к тому, что предстоит делать на уроке. Хорошо воспринимает не только практическую значимость изучаемого материала, но и теоретическую часть.

Его нельзя переключать с одной задачи на другую.

Там, где нужно быстро понять или запомнить – флегматик беспомощен.

Хорошо использовать наглядные материалы – схемы, таблицы.

Лучше использовать формы самостоятельной работы (письменные самостоятельные работы по индивидуальным карточкам), давать задания на длительный период времени. Индивидуальные проекты, в которых флегматик может самостоятельно организовывать свою деятельность.

Для усвоения материала необходима проработка его дома.

Устный опрос допустим, но вопросы должны быть известны ученику.

Мало восприимчив к порицанию и одобрению.

 

 

Меланхолик

 

 

 

 

 

Неустойчивый интроверт

Внешние проявления:

Высокая чувствительность. Незначительный повод может вызвать слезы. Мимика и жесты невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно неуверен в себе, робок. Трудности заставляют опустить руки. Быстро истощается и потом медленно восстанавливает энергию. Настроение  неустойчивое, с преобладанием тоски.

Общение:

Необщителен. Застенчивый, робкий и нерешительный. Невольное приспособление к характеру собеседника.

Сильные стороны:

Успешно справляется с жизненными задачами в привычной обстановке. Терпелив. Легко переносит одиночество. Глубокая эмоциональная чувствительно. Аккуратный вплоть до педантизма (нравится сам процесс наведения порядка). Тактичен, деликатен.

Слабые стороны:

Чрезмерная обидчивость, болезненная чувствительность. Неустойчивое внимание.  Внушаемый, мнительный. Не верит в собственные силы. Теряется в незнакомой обстановке.

Отношение к деятельности:

Работоспособность низкая, легко утомляется. С трудом переучивается. Все новое, необычное вызывает у М. состояние заторможенности. В работу «входит» медленно. Предпочитает работать шаг за шагом.

Способы работы в уроке:

Благоприятны ситуации, требующие последовательной, планомерной работу по четкому алгоритму.

Хорошо составляет планы в письменной форме. При ответах нуждается в наглядных опорах.

Лучший вариант опроса – письменный, а не устный, тогда меланхолик успевает сосредоточиться. Неожиданные вопросы вызывают волнение и растерянность.

В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность, волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик – самый чувствительный и ранимый тип, с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

 

 

Таким образом, если на уроке созданы условия, соответствующие темпераменту ученика, то у сангвиника они направляют его подвижность, активность и умение сосредоточиться – на учебную деятельность; холерику помогают преодолеть возбуждение, сконцентрировать внимание, осознать важность для него изучаемого вопроса; флегматику – переключить внимание на предстоящую деятельность и сосредоточиться на изучении темы; а у меланхолика порождают ситуацию успеха, отвлекают от негативных эмоций, тревожности, воспитывают уверенность в собственных силах.

 

 Темперамент – не приговор

Следует помнить, что деление людей на 4 вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных типов. «Чистые» темпераменты встречаются относительно редко.

                Различия по темпераменту – это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Изменяется не качество выполнения деятельности, а способ осуществления.

При любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования педагогическая практика показывают, что проявления темперамента человека могут изменяться под влиянием условий жизни и воспитания.

Мы предложили вам один из подходов к индивидуализации обучения. Данная модель обучения позволяет ослабить стрессогенные факторы, положительно влияет на мотивацию обучения, на познавательный интерес, активность и обученность школьников.

Игнорирование же темпераментальных особенностей не просто делает успеваемость ниже возможной, но и вызывает психологический дискомфорт, а значит – ухудшает физическое и психологическое здоровье учащихся.

(по материалам Интернет-сайтов)

 

- регулируют динамику психической деятельности в целом и особенности отдельных психических процессов;

- однозначно обусловлены общим типом нервной системы;

- свойства темперамента не меняют своей величины и выраженности в течении длительного времени;

- свойства темперамента проявляются даже в таких условиях, которые для них мало благоприятны.

 

Традиционно темперамент определяется на основе 2 параметров:

1)      экстраверсии – интроверсии

2)      эмоциональной устойчивости – эмоциональной неустойчивости

 Экстраверты – люди, "обращенные вовне", они общительны, активны, подвижны, чувствуют себя комфортно среди людей, могут стремиться к лидерству (чаще всего - сангвиники или холерики).

 Интроверты - "обращенные внутрь", малообщительны, сдержаны, ориентируются на собственные представления, контролируют свои эмоции (чаще всего - флегматики или меланхолики).

 Эмоциональная стабильность наблюдается при хорошей уравновешенности. Она свойственна людям, устойчивым по отношению к внешним воздействиям, не склонным к беспокойству и вообще бурным эмоциональным реакциям.

 Нейротизм (эмоциональная нестабильность) является результатом  к любым воздействиям, эмоциональности, тревожности, склонности расстраиваться по любому поводу неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Это свойство проявляется в высокой чувствительности

  При сочетании этих шкал мы получаем 4 типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.

Важно

Партнеры

Портал школьной прессы России

Тюмень - Наш город

Наш адрес

625007, город Тюмень,
ул. Валерии Гнаровской, 3А.
смотреть на карте

Корпус №1
ул. В. Гнаровской, 3А.

Приемная:
(3452) 32-64-32
Заместители директора:
(3452) 31-29-98
(3452) 32-78-32

Корпус №2
ул. В. Гнаровской, 3.

Приемная,
секретарь учебной части:
(3452) 36-92-26

Заместители директора,
(3452) 32-66-39

Заместители директора,
охрана:
(3452) 36-93-41

web70@mail.ru

Адрес
для письменных обращений:

625007, город Тюмень,
ул. Валерии Гнаровской, 3А.
МАОУ СОШ №70 города Тюмени.

О портале

Информеры

© Школа Сотворчества