Главная » Наша школа

Харлов Николай Михайлович

Учитель физкультуры, благоларственное писмо ГИМЦ, благодарственное письмо Управления по образованию Администрации г. Тюмени.

Лауреат регионального конкурса «Спортивная элита-2009» в номинации «Лучший специалист физической культуры и спорта образовательных учреждений».

Лауреат (финалист) городского конкурса «Учитель Года -2010»

Харлов Николай Михайлович имеет высшее педагогическое образование, в 2001 году окончил Тюменский государственный университет по специальности «Физическая культура и спорт». Педагогический стаж учителя составляет 12 лет.
Николай Михайлович работает в нашем образовательном учреждении с августа 1997 года. За время работы зарекомендовал себя как высококвалифицированный специалист, перспективный учитель. Николай Михайлович осуществляет дифференцированное образование на уроках физкультуры, работая по программе «Дифференцированное образование на уроках физкультуры». Данная программа позволяет учителю строить уроки с учётом индивидуальных способностей и возможностей учащихся. В результате все школьники, обучаемые педагогом, получают качественную физическую подготовку. На своих уроках Николай Михайлович формирует у учащихся потребность в здоровом образе жизни, знакомит детей с достижениями мастеров спорта России, развивая тем самым у них чувство патриотизма.
Учащиеся Николая Михайловича — активные участники школьных, городских, областных соревнований по различным видам спорта: футбол, волейбол, баскетбол. Его ученики также активно проявляют себя в городских олимпиадах.

Николай Михайлович активно занимается повышением своего профессионального уровня, а также делится своим опытом с коллегами. Так, в 2008 году он дважды делился своим опытом с коллегами — это выступление на семинаре «Развитие навыков владения русским языком в процессе изучения предметов Учебного плана», также обобщил свой опыт ведения диагностических материалов по теме «Учёт индивидуальных достижений учащихся» на педагогическом совете «Мониторинг образовательной и оздоровительной деятельности школы». В рамках экспериментальной деятельности школы по теме «Школа Сотворчества как территория здоровья» Николай Михайлович ведёт разработку проекта «Внедрение технологии дифференцированного физкультурного образования школьников с 1 по 11 класс». Результатыпроектной деятельности педагог ежегодно представляет на школьной научно-практической конференции педагогов.

Результаты успеваемости учащихся на протяжении ряда лет остаются стабильными: среднее качество успеваемости — 98%.
Николай Михайлович — любимый учитель всех его учеников; человек, уважаемый в педагогическом коллективе и родительском сообществе.

В своем эссе «И в просвещении стать с веком наравне…" Николай Михайлович пишет: «В моем ежедневном труде: каждый день в мой спортивный зал входят дети, и моя задача — учить и просвещать их так, чтобы они захотели преодолеть общепринятое пренебрежение к занятиям физической культурой и спортом; чтобы полюбили спорт не как зрелище по телевизору или на стадионе, а как деятельность, как постоянное совершенствование физических способностей и силы духа.
И начинаю я это восхождение моих учеников к культуре здоровья с себя: я должен быть сильным, ловким, умелым, вести здоровый образ жизни и не иметь вредных привычек. Иначе я потеряю право вести детей за собою — к высотам физического и нравственного совершенствования.
Моя работа, если присмотреться, сродни волшебству: среди учебного дня, отягощенные полученными знаниями и потому усталые, дети вбегают в спортивный зал, а там — радость! Можно бегать от души, играть, прыгать, кричать! Это настоящая жизнь! Я стараюсь и на уроке сохранить эту тему радости, освобождения от важных дел и обязанностей — пусть они просто будут детьми, веселыми и энергичными. Пусть среди спортивных игр и соревнований, прыжков и бега они вдруг однажды поймут, что все это: и чувство свободы, и радость, и движение — основа их здоровья и благополучия. И навсегда уже физическая культура и спорт станут их верными друзьями. А мой урок физической культуры? Что ж, пусть он так и останется „несерьезным“ школьным предметом… Главное, чтобы он серьезно вел детей к здоровью — в этом и состоит моя образовательная и просветительская миссия в начале 21-го века».

Даешь здоровое поколение!

В России 2010-й объявлен Годом учителя. Значимость этой профессии в жизни каждого из нас сложно переоценить. Собеседником «СМ» стал человек, который уже много лет с большой любовью и преданностью своему делу воспитывает в юных тюменцах тягу к спорту. Это — учитель физической культуры тюменской школы № 70 Николай Харлов.

Гордость коллектива

О давней и успешной работе Николая Михайловича люди, не понаслышке знакомые с детским спортом Тюмени, могут сказать многое. Да и факты говорят сами за себя. Сборная семидесятой школы под его руководством неоднократно становилась призёром городских спартакиад, стабильно успешно выступает в детских и юношеских турнирах по различным видам спорта. Труд Николая Михайловича не остался в стороне и от внимания общественности. Он стал финалистом городского конкурса «Учитель года-2010», вошёл в число лучших педагогов Тюмени.

Когда я позвонил в школу № 70, чтобы связаться с нашим сегодняшним героем, на том конце провода обрадовались: «С Николаем Михайловичем? Здорово! Обязательно про него напишите. Гордость нашего коллектива. И дети очень его любят».

Из семьи учителей

— Профессию я выбрал не случайно, — начал рассказ о себе Харлов. — У нас целая семейная династия педагогов. Бабушка была преподавателем начальных классов, мама — географии. Брат также работал учителем физкультуры. В 1997 году я закончил Голышмановское педучилище и с тех пор тружусь в семидесятой школе. Коллектив у нас очень дружный. И с руководством проблем нет. Можно сказать, меня устраивает их отношение, а их — моя работа.

— Что вы считаете наиболее важным в своей профессии?

— Возможность приобщать детей к спорту. Хочется, чтобы в Тюмени росло здоровое молодое поколение…

— Как вы считаете: интерес к спорту у детей есть всегда, главное только правильно его зажечь?

— Именно так. Любовь к физической культуре возникает с малых лет. В этом возрасте детей нужно заинтересовать, проводить с ними как можно больше «Весёлых стартов» и прочих подвижных игр. И тогда они после сами побегут в спортзал, а там уже выберут, что им больше по душе: футбол, баскетбол или что-то другое.

Нужно сотрудничать с учениками

— Как вам удаётся сделать так, чтобы школьники шли на урок физкультуры с желанием, а не как на трудовую повинность?

— К каждому ученику есть свой индивидуальный подход. С ребятами необходимо сотрудничать. Авторитарный метод для многих из них не подходит и ни к чему хорошему не приведёт. Нужно идти в ногу с современной молодёжью, учитывать интересы каждого из них. Тогда будет отдача.

— Среди ваших воспитанниц можно выделить Юлию Нохрину, которая на прошедшем недавно в Тюмени финале областной «Школьной баскетбольной лиги» получила приз самого ценного игрока турнира?

— Юлия действительно молодец. Хотя наша школа не совсем удачно выступила на этих соревнованиях, она всегда боролась до конца в каждом матче. Настоящий боец. Приз лучшему игроку стал для неё заслуженной наградой. Тем более что получила она подарок из рук олимпийской чемпионки Светланы Антиповой…

— Какие проблемы на сегодня есть у массового детского спорта в Тюмени?

— Если говорить о том, где хотелось бы видеть улучшения, то это, конечно, спортинвентарь. Не всегда в школах его хватает. Было бы здорово также, если бы появилось больше уличных спортивных площадок, которые сразу привлекут молодёжь. Ну и, конечно, кадры. Пресловутый финансовый вопрос приводит к тому, что множество молодых людей, отучившись на преподавателя физкультуры, не идут работать по специальности…

— Расскажите об участии в конкурсе «Учитель года — 2010».

— Было очень познавательно. С удовольствием наблюдал за работой моих коллег. Особенно интересными получились этапы, где необходимо было провести классный час или родительское собрание. Талант многих учителей раскрывался именно здесь. Своим участием и результатом я также доволен.

Максим ЯКОВЛЕВ,

АСН «Тюменская арена».

© Школа Сотворчества